История King Diamond и Mercyful Fate

Глава III

Последние дни Mercyful Fate

Mercyful Fate

Однако, подобно спелому яблоку, разъедаемому изнутри червячками-вредителями, за внешним спокойствием и единством Mercyful Fate начинались раз-ногласия, возникали первые противоречия. И началось все это как раз в том самом турне в поддержку альбому "Don't Break The Oath". Противодействующими сторонами, как ни странно, являлись Ханк Шерманн и Кинг Даймонд. "Ханк начал терять интерес к истинно тяжелой музыке", - вспоминает Кинг, - "Будучи на сцене, он облачался в идиотские прикиды, совершенно противоположные остальным членам группы, и выглядел очень глупо. Все больше и больше он отделялся от нас, всегда был тих и спокоен, почти не разговаривал и не разделял нашего хобби раздавать автографы." Но решающим фактом приближающегося раскола стали все-таки разногласия музыкальные. Как известно, Ханку принадлежала большая часть музыкального материала группы, и вот однажды, ближе к концу турне, он представил Кингу, Майклу, Тими и Киму несколько своих новых идей, риффы, придуманные им в гостиничных номерах, в гастрольном автобусе, во время настроек аппаратуры, - в дороге, в общем. То, что было записано на этой пленке, было последним ударом, разбившим прочную стену Mercyful Fate. На этот раз название подвело - будущее группы оказалось под ба-а-альшим вопросом. Кинг: "Когда я прослушал этот материал, подготовленный Ханком для следующего альбома, я почувствовал настоящее отвращение и какую-то злость. Он насочинял кучу коммерческих риффов, совершенно противоположных стилю Mercyful Fate, и я уже тогда решил, что лучшим выходом из такой ситуации будет разойтись и начать новый проект, по крайней мере, для меня".

Да, дела... Сам Шерманн, частично, правда, отрицал все эти утверждения своего коллеги: "Уссаться!"- восклицал он,- "Эти песни вообше не предназначались для Mercyful Fate! Я дал ему послушать демо, записанное в своей домашней студии и больше ничего. Он совсем меня не понял - из всего этого только пара-тройка вещей могла пойти в дело". Однако, сей ьазар вряд ли можно считать откровенным, хотя бы потому, что после распада Mercyful Fate Шерманн действительно ударился в коммерческую музыку, на 100% противоположную прежнему направлению. И, кстати, первое демо своей команды Ханк составил именно из тех самых песен, сочиненных в туре "Don't Break The Oath". Но, судя по всему, кривил душой Шерманн нечасто, даже, скорее всего, единожды. А может быть, вышеприведенная цитата была просто неверно истолкована журналистами, переводившими английский Ханка на свой немецкий, или же это сам Ханк неверно выразил свои мысли, поскольку чаще в интервью с Ханком Шерманном можно было втретить более приближенные к действительности описания событий тех дней: "Сначала я действительно с большим удовольствием играл в Mercyful Fate. Я сочинил сложные и тяжелые гитарные риффы, но шло время - я рос, и мне все больше стал становиться чуждым этот Сатанинский имидж. Это явно было не мое, и я старался иногда выражать свой протест, появляясь на сцене в каких-нибудь коротких шортах или делал еще что-нибудь в таком роде. Кинг же, конечно, делал все по- другому, и дальше так продолжаться просто уже не могло". Долго это и не продолжалось...

12 апреля 1985

"Распасться вовремя - большое искусство", - сказал кто-то из музыкальных журналистов и был прав. Иногда весьма полезно и даже просто необходимо вовремя разойтись, оставив современникам память о прекрасных совместных днях, а будущим поколениям - настоящую легенду. Стремление же любыми путями доказать, что ты можешь еще вернуть былое, порой может перечеркнуть жирным крестом все достигнутое ранее, каким бы успешным оно ни было. И металлическая история дала нам немало примеров во все времена. И кто знает, пополнили бы этот печальный список Мегсуful Fate, не распадись они весной '85. Только представьте себе, что собой представлял бы компромисс между интеллигентной, мелодичной гитарой Ханка Шерманна с одной стороны, и экстремальным неистовым вокалом Кинга Даймонда с жесткой тяжелой игрой Майкла Деннера - с другой. Трудно представить, но группа явно села бы между двух стульев. А такие ошибки подчас стоят ой как дорого! Но такой вариант был просто невозможен - не такая группа это была, Мегсуful Fate! И вот 12 апреля '85 было официально заявлено о ее распаде, что было подобно раскату грома в ясном солнечном небе - ведь ни о каких трениях в лагере группы фэны даже понятия не имели! Сами же музыканты уже давно предчувствовали такой конец, но никаких конкретных разговоров на эту тему и, тем более, точной даты не было.

"Было очень странное чувство, во время того копенгагенского концерта, - вспоминает Кинг Даймонд, - Тем более, только я один знал о том, что это наше последнее выступление. Никто из группы даже и не подозревал об этом. На следующий день я позвонил каждому из них и сказал, что я ухожу, после чего Мегсуful Fate, собственно, и распались...". Так вот и закончила свое существование одна из самых видных групп начала 80-х - Мегсуful Fate. Закончилась эра, которая была очень важной и значительной. Нет сомнений, что Мегсуful Fate оказали огромное влияние на весь хэви-метал, вписав свое имя в его историю золотыми буквами. Их неистовый сумасшедший стиль и по сей день легко узнаваем среди сотен других команд, а упорство Мегсуful Fate, их трудолюбие и неутомимость сделали состав одной из важнейших групп этого периода почти хрестоматийным примером. И, может быть, они смогли бы добиться еще большего, но значит, не судьба. Мегсуful Fate действительно распались вовремя, оставив о себе хорошую память в сердцах и душах своих преданных поклонников.

На этом можно было бы поставить точку, добавив прежде еще пару прочувствованных строк, типа "Спасибо, что вы были" и т.п. Но не стоит торопиться! Эти парни не из тех, кто сдается при первой же неудаче. История имеет свойство по-вторяться, и вот именно в 1985 Мегсуful Fate, вернее уже экс-Мегсуful Fate, и попали под такое вот повторение. Вспомните, как когда-то, столкнувшись с коммерческим подходом к музыке, распалась группа Brats и через несколько дней возродилась под другим именем, чтобы продолжить свою металлическую борьбу, так и теперь, после распада Мегсуful Fate, большую часть музыкантов ждало такое же будущее. Единственное, о чем можно было сожалеть, что на этот раз коммерческую сторону представлял ее некогда ярый противник Ханк Шерманн. О, ирония судьбы!

Fate

Но прежде чем перейти к дальнейшим похождениям Кинга Даймонда & Со., попрощаемся с Ханком Шерманном, вкратце осветив его дальнейший путь.

"На следующий же день, - рассказывает сам Ханк, o я связался с Jeff "Lox" Limbo. Мы были знакомы уже пару лет, я знал, что он хороший вокалист и проиграл ему несколько своих вещей. Ему понравилось, и он познакомил меня со своим басистом Реtе Steiner и барабанщиком ВоЬ Lance. Таким образом и образовалась группа, которой я придумал название Fate".

Fаtе тут же получила неотъемлемую приставку - "новая группа Ханка Шерманна", что не совсем соответствовало действительности, поскольку группа существовала и до распада Мегсуful Fate. "У нас просто было другое название, - говорит Джефф Лимбо.- Боб, Пит и я искали тогда нового гитариста, которым и стал Ханк. Так что это скорее наша группа, а не его. Хотя, называющих Fate новой группой Ханка тоже можно понять - он единственный известный из нас, и к тому же взял половину названия своей прежней команды. В коммерческом отношении это было даже лучше, потому что в Дании мы тут же попали ко всем на уста". Буквально через месяц Fate уже подписали контракт с датским отделением британской компании EMI и тут же приступили к записи своего дебютного альбома. О стиле даже и говорить не хочется: Ханк Шерманн, автор тяжелых жестких риффов Мегсуful Fate, играл теперь американизированный мелодичный хард рок с изрядной долей разных коммерческих фишек. SMI в своих рекламных проспектах вообще охарактеризовывала песни Fate как "заставляющие вас танцевать"! Да, а кто-то там грозился "не нарушать клятву"... И, как и следовало ожидать, дебютная пластинка Fate с одноименным названием прошла почти незамеченной, если не сказать хуже. По крайней мере, среди старых фэнов Мегсуful Fate, по вполне понятным причинам, отвернувшихся от Ханка Шерманна. Тем более, что оставшиеся экс - "фейтовцы" так же скоро дали о себе знать, сразу подав более оптимистичные надежды относительно своего дальнейшего творчества.

Подарков на рождество не будет

King Diamond "No Presents For Christmas"

Итак, Кинг Даймонд остался верен концепции Мегсуful Fate и подобно свое-му бывшему коллеге занялся новым проектом буквально через пару дней после распада прежней группы. Прежде всего, конечно, нужно было найти сильного гитариста, способного заменить такого мастера шести струн, как Ханк Шерманн. И такой человек нашелся, им стал некий Floyd Konstantin из шведской группы Geisha. Со вторым гитаристом и басистом проблем не было - Книг просто встретился с Майклом Деннером и Тими Хансеном и, изложив им свои планы на будущее, предложил присоединиться. В последние дни Mercyful Fate оба были на стороне Кинга Даймонда, и поэтому сейчас приняли его предложение без особых раздумий. А вот Ким Разз обломил. "Я предлагал вступить в мою группу и ему, - вспоминает Даймонд, - но он заявил, что хотел бы заняться чем-нибудь, что раньше не приходилось делать". Больше парня не видели и, тем более, не слышали.

Барабанщиком же King Diamond - а именно так - не особо напрягая мозги, и назвал свою новую команду Кинг Даймонд, стал Mikkey Dee, приятель Флойда Константина, также игравший в Geisha, с которым .довелось как-то играть Майклу Деннеру. Тыким образом, состав был набран, и, дабы побыстрее доказать еще "тепленьким" после недавних железных аттак фэнам свою непоколебимую верность тяжелому року, King Diamond немедля взялся за сочинение нового материала. А точнее говоря, не весь King Diamond, а Майкл Деннер и сам Кинг. Вскоре было готово десять вещей, половину из которых написали совместно, а половину - один Кинг. Что, впрочем, не было удивительным - все эти годы Даймонд никогда, не расставался с гитарой, не появляясь с ней разве что на сцене и перед фотокамерой. Кстати, забегая вперед, нужно сказать, что все гитарные дорожки в инструментале "Voices From The Past" с дебютного альбома King Diamond записаны били самим Даймондом.

Итак, к лету '85 группа уже была готова к созданию альбома номер один в своей будущей дискографии. Запись, правда, пришлось немного тормознуть из-за ухода гитариста Флойда Константина - не оправдал браток возлагавшихся на него надежд. "Нет", - объясняет Кинг Даймонд, - "играл он очень хорошо, но на уме у него были одни лишь бабы и выпивка. У него просто не хватало сил хоть чем-то заниматься в группе. И когда мы пришли в студию, а он так еще и не врубился в новые песни, я не выдержал выкинул его к чертям собачьим."

На помощь пришел барабанщик Микки Ди, предложивший на свободное место своего давнего знакомого Andy La Roque, настоящее имя которого Anders Allhage. РОДОМ Энди был из шведского городка Гетеборга, где до недавнего времени запиливал в группе под названием EF Band. Дела его там шли, видно, хреново, поэтому Энди с радостью отозвался на предложение King Diamond и немедленно прибыл в Копенгаген. "Как сейчас помню, это было в понедельник утром, рассказывает Даймонд, - Мы встретились с Энди и сказали ему: "Если хочешь работать с нами, парень, приходи завтра к 10 утра в студию". Он пришел, и первой песней, которую мы сыграли ему, была "Dressed In White" с будущего альбома. Он прослушал ее дважды и затем начал играть. Эту вот первую попытку Энди вы можете теперь услышать на пластинке!" К этому времени уже было записано пять песен, но Энди все же переписал заново гитарные партии своего предшественника. В принципе, от Энди пока требовалось лишь придумать свои соло, посколько весь остальной материал был уже готов.

Альбом, о котором идет речь, начали записывать уже в июне месяце. Времени было достаточно, поэтому над новым материалом потрудились на славу, выло-жились как могли. Записывались в 48-дорожечной студии "Saundtrack", где по словам "начальника" достигли больших успехов. "Гитары и вокал звучат значительно лучше, чем раньше, - говорит Кинг. "Над звучанием гитар работали везде, где только можно, даже в подвале студии." За пультом в студии сидел новый знакомый группы, звукоинженер Roberto Falcao, который и по сей день работает с King Diamond. Записали все, что было на данный момент - 9 песен для альбома, и еще пару на синглы. По части музыки новый материал был собственно логическим прадолжением линии Mercyful Fate, хотя различия были довольно-таки яркие, что отчасти можно объяснить сменой основного автора Ханка Шерманна на Кинга Даймонда. Впервые зазвучали клавишные, "голый" вокал Кинга оброс многочисленными эффекта-ми и хоровыми наложениями. Да и вообще, значительно повысился исполнительский уровень музыкантов, более крутой стала их аппаратура, что тоже немаловажно. Ну, и конечно же - новый гитарист Энди Ла Рок. Стиль этого парня был несколько иной, чем у Ханка Шерманна, что в общем, заметно обновило музыкальное лицо группы. И хотя позже они отмечали далеко не лучшую работу Энди на первом LP, все-таки его гитара уже с первого дня в значительной степени определяла стиль новоиспеченной команды. В чем-чем, а в выборе гитариста Кинг Даймонд не ошибся.

Что же касается текстов, то по сравнению с пресловутыми оккультными наворотами Мегсуful Fate, в новой своей группе Кинг несколько остепенился и стал намного серьезней. Нет, в выборе основной идеи он стал даже более оригинальным, чем раньше, но простые Сатанинские кошмары стали уже не его стилем. "Я всегда любил темные дела, - объясняет Даймонд, только раньше я это выражал словами типа "Сатана" и "Люцифер", а теперь я расширил свои идеи и разнообразил их, устранив заодно все проблемы со звукозаписывающими компаниями и религиозными фанатиками".

Да, в новых песнях Кинг Даймонд доказал, что может писать не только о допотопных зомби или примитивных демонах. Теперь Кинг предстал перед народом мастером ужасов высокого профиля. В его песнях стало больше необъяснимого , потустороннего. И как показало будущее, он выбрал верный путь, ведь чем больше непонятного и загадочного, тем больше внимания и дольше сохраняется интерес. Да и в чисто техническом, так сказать, плане Кинг внес новшества в свои тексты. Еще за месяц-другой до последнего концерта Mercyful Fate он обдумывал не только планы на создание новой группы, но и ее будущие работы. Одной из этих идей была идея концептуального альбома, где все песни составляли бы единое целое, охватываемой одной темой. Но, из-за недостатка времени, да и, честно говоря, за неимением опыта в подобных вещах, задумка не прошла. Вернее прошла, но только частично. Планы по целому концептуальному альбому Кинг Даймонд отложил до следующего LP, а пока ограничился лишь трилогией. "Три песни, музыкально и текстами, связаны и составляют как бы одну вещь, - рассказывает автор, - Эта 16-ми-нутная называется "Fatal Portrait" и разделяется на три части: "The Candle", "The Jonah" и "Тhе Рогtrаit", хотя на концертах их можно играть и раздельно".

Речь в этой трилогии идет о судьбе девочки Молли, описанной в стихах в некой "Книге Джонаха", пролежавшей на пыльных палках в течение 17 лет. Молли была нелюбима своей матерью и умерла в 4 года. После этого ужасного происшествия мать, что называется, поехала крышей и неизвестно с чего решила, что может воскресить свою дочь, только нарисовав ее портрет. И вот долгими месяцами, с каждым мазком кисти она приближалась к заветной цели. Наконец, однажды ночью, портрет заговорил, после чего чекнутая мамаша завернулась еще больше и сожгла портрет в "пламени судьбы". На этом трилогия, собственно, и заканчивается. Однако, имея хоть капельку воображения и, так сказать, объемного мышления, продолжение этой в общем-то незаконченной истории можно найти и на последующих песнях альбома. Так, четвертая композиция "Dressed In White" - не что иное, как сожжение портрета Молли ее собственными глазами. Позже сам Кинг отнес эту вещь к вышеупомянутой трилогии. Следующая "Charon" - встреча Молли со смертью . "Lurking In The Dark" - что-то вроде описания "того света". А "Halloween", праздник всех святых, как известно, день воскрешения усопших, что тоже вроде как-то по теме. Завершающая же песня "Haunted" - вообще открытым текстом говорит о Молли (кстати позднее и эту вещь Даймонд причислил к "портретной' трилогии), вернее о ее духе, каждую ночь бродящем в заколдованном доме со своими живыми куклами, без конца повторяющими: "Мама, зачем?!" Последние , же слова истории альбома "Fatal Portrait" - отчаянный крик духа Молли: "Мама, мама, я уничтожу тебя!" Милая девчушка, не так ли?

В общем, как видно, Кинг Даймонд действительно выбрал весьма оригинальный способ изложения своих кошмарных видений, сделав свои песни намного привлекательней прежних и, что говорить более ужасающими, чем комиксоподобные рассказы на Сатанинскую тематику, какие бы серьезные идеи в них не вкладывались. Что же до облома с концептуальным альбомом, Кинг особо не расстраивался. Похоже, он вообще не собирался делать свой дебют таковым, поскольку еще до его выхода Кинг уже раскрыл все свои карты относительно следующего альбома. По его словам, идея этой "хэви-оперы" появилась у него еще в '85 года, т.е. до распада Мегсуful Fate. "Это будет грандиозным проектом, к которому я уже почти готов, - говорит Кинг летом '86. - Это будет рассказ о жизни девочки, имя которой вы встретите уже на первой пластинке. Я хочу изложить это в виде настоящего дневника, подзаголовки которого будут отражать определенные отрезки времени. Первая вещь, например, начнется с рождения девочки. Вероятно, она так и будет называть - "The Birth". Дневник этот будет принадлежать ее матери, которая, разумеется, присутствует при большей части событий, происходящих с дочерью".

Правда, к моменту написания материала для второго LP, от всех этих задумок осталась одна лишь девочка, и то мертворожденная. Что, в общем-то, и понятно - все-таки полтора года прошло. А подобные вещи - это вам не шахматы, где можно делать прогнозы на десяток ходов вперед. Но это все-таки уже 1987 год, который еще впереди. А пока что мы все еще в '85, летом которого King Diamond закончили работу в студии.

Закончить-то закончили, а насчет пластинки, как ни странно, были еще в полной неизвестности. После создания King Diamond первым вопросом стоял, конечно, вопрос о фирме звукозаписи, взявшей бы новую группу в свою обойму. Имея неплохие результаты работы с Roadrunner, Кинг & Со решили продол-жить с ними сотрудничество. Те, однако, не сразу приняли предложение, будучи, видимо, не уверены, сможет ли King Diamond достигнуть былых высот Мегсуful Fate, возродить, так сказать, свою былую славу. "Вернее, Роудраннер - то хотели сохранить контракт после рас-пада Мегсуfu1 Fatе, - поправляет Кинг Даймонд, - но они не торопились принять наши условия". Время на подсчет всех плюсов и минусов, взвешивание всех "за" и "против" ушло довольно-таки много. Настолько много, что пленка с го-товой записью "Fatal Portrait" проваля-лась без дела порядка полугода.

Только в ноябре '85, прослушав записанный материал и найдя его вполне достойным, Роудраннер заключил с Кинг Даймондом договор на пять альбомов.

Тем временем, Кинг Даймонд решил возвестить о своем возвращении во всеуслышание, а вернее - во всеувидение. И на 20 декабря 1985 года в копенгагенском зале "Saga" было назначено дебютное выступление новой группы. На объ-явленное шоу в столицу Дании съехалось довольно много людей из мира шоу-бизнеса. На три дня город стал настоящим Rock City.

С началом концерта немного запоздали, но это лишь еще больше взвинтило напряжение толпы, и как только в зале погас свет, это продолжительное ожидание было вознаграждено. Программа состояла из 8 песен (не играли лишь инструментал "Voices From The Past") с будущего альбома, разбавленных старыми хитами Мегсуful Fate, поскольку народу новые вещи, естественно, были не знакомы. На "бис" сыграли четыре настоящие бомбы, такие как "Gypsy", "Соmе То Тhе Sabbath", "Тhе Oath" и "Evil". Только вот барабанные, басовые и гитарные соло, пожалуй, были излишни - Кинг Даймонд уже тогда не нуждались в представлении.

"Кинг по-прежнему такой же, как и раньше", - писал в своей рецензии на это дебютное выступление Кинг Даймонд метал-хэммеровский корреспондент Энд-рю Верхузен, - "с тем же гримом и с той же костью. А вот кто действительно потряс, так это новый ударник Микки Ди и гитарист Энди Ла Рок. Почему раньше о них никто не слышал - для меня загадка. Они играют, как будто не сходили со сцены долгие годы. Энди вообще в скором времени может претендовать на титул гитарного бога!"

"Да и на концертах Энди дикий и воодушевленный, добавляет Кинг Даймонд, - тогда, как Хэнк всю дорогу стоял на сцене как статуя, за этим просто не уследить. То же относится и к Микки - он настоящий шоумен. Да и вообще, шоу в целом намного отличается. Правда у нас было не так много времени на подготовку этих концертов (помимо копенгагенского шоу в феврале 1986 года Кинг Даймонд провели небольшое турне с Megadeth в США), но в будущем мы покажем много интересного. Я тут познакомился с одним датским иллюзионистом, прочел пару книг о его работе и собираюсь с ним поработать. Я хочу, например, поднять Энди в воздух во время его соло, или сделать горящий крест на моем плаще.

Уверен, фэны просто не поверят сво-им глазам! На своих выступлениях мы хотим создать магическую и таинственную атмосферу. Я также подумываю о гипнозе, о котором прочел недавно крутейшую книжку. В общем, это будет чумовое шоу! Оно будет сильно отличаться от прежних концертов Мегсуful Fate. Да, я все тот же, с тем же имиджем, но все свои фишки я сейчас использую с умом и, можно сказать, со вкусом. Я еще раз хочу сказать, что это будет скорее мистическое шоу, а не Сатанинское, поэтому не будет, как раньше, такого обилия перевернутых крестов и моих "факов" - все будет таинственным."

Вот так вот. Кстати, перед гастроля-ми с Мегадет, в декабре 1985 года на прилавках музыкальных магазинов Европы появился дебют новой группы - сингл King Diamond с отнюдь не оптимистичным названием "NoPresent For Christmas", на обороте которого поместили "Cheron" - песню с будущего альбома. Но главную ценность составляла, конечно титульная вещь - пожалуй, самая скоростная и юморная песня, настоящий шедевр King Diamond, присутствующий на каждом их выступлении, начиная с самого первого и - до сегодняшнего дня. Кроме того, "No Present For Christmas" за последующие 4 года переиздавалась 3 раза! Не это ли лучшее свидетельство популярности?!

Статья взята из журнала Rock-City